В Турции набирает обороты обсуждение реформы обязательного школьного образования. Согласно результатам масштабного исследования, проведённого профсоюзами Memur-Sen и Eğitim-Bir-Sen, миллионы школьников и их родителей могут в ближайшем будущем столкнуться с переходом на новую модель образования — систему «2+2». Что это означает, почему возникла такая необходимость и как отреагировали на предложение участники системы образования — рассказываем в этой статье.

Что такое система «2+2»

На смену действующей системе «4+4+4», предусматривающей 12 лет обязательного обучения (4 года начальной, 4 года средней и 4 года старшей школы), предлагается ввести более гибкий подход. Согласно новому предложению:

  • Первые 2 года старшей школы будут обязательными;
  • Последующие 2 года — добровольными, по желанию ученика и его семьи.

Идея в том, чтобы предоставить подросткам больше свободы выбора и возможности раньше выйти на рынок труда или перейти к профессиональному обучению.

Исследование: кого и как опросили

Опрос, инициированный профсоюзами, охватил 36 118 участников по всей Турции, включая:

  • более 17 000 учителей,
  • свыше 7 000 администраторов школ,
  • более 5 000 учеников 11–12 классов,
  • и столько же родителей.

Опрос проводился в 81 провинции Турции, и его результаты признаны отражающими реальную ситуацию на местах.

Ключевые выводы исследования

❗ Подавляющее большинство поддерживает реформу

  • 93% учителей и 97% администраторов считают, что последние 4 года школьного образования требуют пересмотра.
  • Среди учеников и родителей это мнение также доминирует — 78,5% и 78,8% соответственно.

❗ 12 лет обучения — слишком долго

  • Значительная часть опрошенных посчитала нынешнюю длительность обязательного образования чрезмерной.
  • Лишь около 5% педагогов и около 20% учеников и родителей считают 12 лет достаточным сроком.
  • Поддержка идеи продления обязательного образования — менее 2% во всех группах.

❗ Школа мешает раннему выходу на рынок труда

  • Более 80% руководителей школ и 75% учителей уверены, что нынешняя система не соответствует реалиям рынка.
  • 90% администраторов и 83% учителей считают, что продолжительная учёба тормозит трудоустройство выпускников.

❗ Слишком длинное обучение — причина отсева

  • По мнению 70% учителей, 78,9% администраторов и 67,2% учеников, длинный школьный путь увеличивает риск бросить учёбу.

Проблемы существующей системы

Исследование также выявило ряд проблем, касающихся качества образования и подготовки учеников к жизни:

  • Недостаточная профориентация: 66,6% учителей и 71% администраторов считают, что ученикам не помогают с выбором профессии.
  • Социальная и эмоциональная нагрузка: большинство респондентов — от 61% до 77% — считают, что система ограничивает развитие личности подростка.
  • Нецелесообразность 12 класса: свыше 83% учителей и администраторов считают, что последний год в школе можно заменить на подготовку к университету или профориентацию.

Какие модели обсуждаются

В ходе исследования участникам были предложены разные альтернативы к нынешней модели:

Модель Суть Поддержка среди учителей
2+2 2 года обязательных + 2 по желанию 34,5%
3+1 3 года обязательных + 1 по желанию 18%
4 года Все 4 года обязательны (как сейчас) 2,9%

Наибольшую поддержку получила модель 2+2, особенно среди учеников, где её одобряют почти 39%.

Что дальше

Глава профсоюза Memur-Sen Али Ялчын подчеркнул, что задача организации — выявить реальные ожидания и настроения в обществе. Он призвал Министерство образования, всех социальных и образовательных партнёров рассмотреть итоги исследования и начать полноценную работу над реформой. По его словам, настал момент для «содержательной кулинарной работы» — то есть подготовки детальной концепции будущей модели.

Заключение

Реформа обязательного школьного образования в Турции становится всё более реальной. Усталость от длинного и перегруженного школьного пути, желание адаптировать обучение к запросам рынка труда и интересам учеников, а также стремление сделать образование более гибким — всё это толкает систему к изменениям. Модель «2+2» может стать важным шагом на пути к более эффективному и индивидуализированному образованию. Впереди — обсуждение, доработка, и, возможно, пилотные запуски нового формата.

Следим за развитием событий.