С 1 июля 2025 года в Турции вступают в силу новые правила, касающиеся выплат по каско и обязательной автостраховке. Эти изменения затрагивают как страховые компании, так и автовладельцев, особенно в случаях серьезных повреждений автомобиля после ДТП. Согласно новому регламенту, теперь оценивать степень ущерба и решать, подлежит ли машина восстановлению или списанию, будут исключительно эксперты, а не страховая компания или сам владелец авто.

Как было раньше

До изменений при серьезных авариях стороны — владелец машины и страховая компания — могли вести переговоры: выплачивать компенсацию за «тотал» (полную утрату), либо согласовывать ремонт. Часто автовладельцы требовали списания автомобиля и получения компенсации, даже если повреждения не превышали 60% от рыночной стоимости. Это вызывало множество споров, задержек и злоупотреблений.

Что изменилось

Согласно новой системе, если стоимость ремонта превышает 60% рыночной стоимости автомобиля, он автоматически признаётся "тяжело повреждённым" (аğır hasarlı) и подлежит списанию. В этом случае страховая компания выплачивает компенсацию, но только после предоставления документа о снятии автомобиля с учета как «перте» (автохлам).

Однако даже если ущерб менее 60%, машина всё равно может быть признана «пертом», если повреждена хотя бы одна из следующих 10 критически важных деталей:

  1. Шасси и его продольные балки
  2. Пороги
  3. Крыша
  4. Средние стойки кузова
  5. Передняя или задняя балка (travers)
  6. Панель приборов (торпедо)
  7. Батарея электромобиля
  8. Главный силовой кабель
  9. Подушки безопасности
  10. Основная электропроводка и электронные системы

Если зафиксировано повреждение хотя бы одного из этих компонентов, автомобиль автоматически считается непригодным для восстановления и должен быть снят с учета, независимо от общего процента ущерба.

Кто теперь принимает решение

Ранее между владельцем машины и страховой могли возникать споры. Теперь все оценки и заключения будут делаться только лицензированными экспертами, и именно их отчет станет основанием для решения о ремонте или списании автомобиля. Эксперт обязан в течение 5 рабочих дней после осмотра передать полный отчет в Центр страховой информации.

Как это повлияет на водителей

Нововведения значительно ограничат возможность владельцев добиваться полной компенсации в случае аварии. Даже если водитель считает, что автомобиль восстановлению не подлежит, решение будет принимать только эксперт, руководствуясь официальными критериями.

Кроме того, теперь нельзя будет списать автомобиль при среднем уровне повреждений без документального подтверждения серьезности поломок.

Возможные последствия

  • Увеличение количества жалоб со стороны застрахованных лиц
  • Рост давления на экспертов, так как их решения теперь играют ключевую роль
  • Снижение объема выплат страховыми компаниями
  • Удлинение процесса получения компенсации из-за бюрократических процедур и обязательного предоставления справки об утилизации

Заключение

Новое регулирование в страховой системе Турции — это шаг к более строгой и централизованной модели. С одной стороны, она направлена на снижение злоупотреблений и упрощение взаимодействия между компаниями и клиентами. С другой — автовладельцы теряют часть гибкости и больше зависят от решений экспертов.

Если вы владеете автомобилем в Турции или планируете им обзавестись, настоятельно рекомендуем ознакомиться с новыми условиями и заранее уточнять все детали при оформлении каско.