
Анталийский археологический музей, один из старейших и самых значимых в стране, будет снесён. Его заменит новый комплекс стоимостью 2,5 миллиарда лир. Почему это решение вызывает споры?
63 года истории — под снос
Здание Анталийского археологического музея, открывшееся в 1972 году, станет очередным памятником эпохи Республики, который исчезнет с карты города. Построенное по проекту, победившему в первом в стране архитектурном конкурсе для музеев, здание признано сейсмически небезопасным. Министерство культуры и туризма Турции объявило о планах построить на его месте новый музейный комплекс. Работы начнутся в ближайшее время и завершатся к концу 2026 года.
Музей с историей, начинающейся с оккупации
История музея уходит в начало XX века. В 1919 году, в ответ на попытки итальянских оккупантов вывезти археологические артефакты из Антальи, преподаватель Сулейман Фикри Эртен начал собирать и сохранять находки, положив начало музею. Его коллекция переезжала с места на место, пока в 1972 году не обрела постоянное здание, ставшее одним из главных центров археологии Турции.
Среди экспонатов — античные скульптуры из Перге, уникальные саркофаги, ювелирные украшения, монеты, стеклянные и керамические изделия, охватывающие периоды от нижнего палеолита до Византии.
Архитектурный символ эпохи
Здание музея, расположенное в районе Муратпаша на участке в 30 тысяч м², было построено по проекту архитекторов Доана Текели, Сами Сисы и Метина Хепгюлера. Их идея победила в национальном конкурсе 1964 года и стала образцом современного турецкого модернизма. В жюри конкурса входили признанные мастера архитектуры, а сам проект был отмечен за тонкую работу с пространством, светом, климатом и взаимодействием человека с архитектурой. Это был музей, «разговаривающий» с посетителем, а не подавляющий его масштабом.
Почему снос вызывает протест?
По словам директора Департамента музеев Бирола Инджеджикёза, здание признано сейсмоопасным и даже при усилении не сможет удовлетворить современные требования. Однако многие архитекторы и исследователи уверены: здание можно было сохранить, модернизировав и очистив от поздних пристроек.
Новое здание, проект которого был представлен лишь недавно, разрабатывает студия «Baraka Mimarlık» — по слухам, связанная с министром туризма. Проект вызвал критику за отсутствие прозрачности: ни архитектурного конкурса, ни обсуждений с профессиональным сообществом или общественностью проведено не было. Презентация прошла кулуарно, и даже сотрудники министерства узнали о проекте лишь перед пресс-конференцией.
Новая архитектура — старая тенденция
Многие наблюдатели видят в происходящем отражение общей тенденции: на смену общественным зданиям эпохи Республики приходят масштабные современные комплексы, подчеркивающие мощь государства, но теряющие связь с человеком и городом. За последние десятилетия были снесены десятки зданий 1960–1980-х годов, построенных в духе модернизма и несущих важную историко-культурную нагрузку.
Можно ли было сохранить?
Некоторые эксперты предлагают альтернативу: сохранить здание, укрепить его, очистить от поздних изменений и расширить экспозиции. Кроме того, инвестировать средства в развитие небольших тематических музеев в других районах Антальи и её окрестностях: например, в Аланье, Финике, Каше, Газипаше. Это позволило бы создать сеть культурных центров без разрушения исторической памяти.
Вместо финала — вопрос:
Новый проект увеличит выставочные площади на 25%, но утратит нечто большее — часть коллективной памяти города. Нужно ли стирать архитектурное наследие, чтобы построить нечто новое? Или возможно сосуществование разных эпох и смыслов в одном культурном пространстве?
Материал подготовлен по источникам Министерства культуры Турции, Архива Салта и Архитектурной палаты Турции.